Символ величия самобытной русской культуры город Кижи

 

Государственный историко-архитекурный музей-заповедник в Кижах

 

Известность Кижей выходит далеко за пределы нашей страны. Они стали символом величия самобытной русской культуры, одним из тех мировых шедевров, что порождены великими цивилизациями.

 

Богатая история у Кижей, как и у всего Заонежья. С давних времен заселено оно человеком. Пядь за пядью отвоевывал он землю у суровой природы — до сих пор лежат вдоль дорог валуны, собранные людьми, чтобы расчистить землю.

 

В средние века Кижи — один из важных пунктов на пути, который связывал Новгород с Поморьем. Через Заонежье шел один из потоков новгородской колонизации Севера.

 

Главная достопримечательность Кижей — двадцатидвухглавый Преображенский собор, сооруженный в 1714 году местными мастерами. Есть легенда о том, как строитель собора, завершив свой труд, забросил топор в озеро, произнеся при этом: «Церковь сию поставил мастер Нестор, Не было, нет и не будет такой»…

 

Легенда легендой, а ведь ничего подобного Кижскому собору мы не знаем, и недаром при взгляде на него приходят на память сказки, Берендеево царство, град Китеж…

 

Его сказочность — не только в обилии куполов и в их размещении. Она — во всем силуэте здания, как бы имеющего бесчисленное множество фасадов, по-новому открывающихся с каждой новой точки. Она в конструктивных особенностях, в общем ритме сооружения, в совершенстве исполнения — без гвоздей, с помощью только топора, в скромном и прекрасном декоративном убранстве.

 

В основе композиции — три постепенно уменьшающихся восьмерика, поставленных один на другой и обстроенных снизу четырьмя прямоугольными прирубами. Прирубы завершаются не двускатной кровлей, а стрельчатой, сердцевидной бочкой, на которой покоится глава. В первом и втором ярусах — по 4 главы на прирубах, в третьем — 8 глав па большом, нижнем восьмерике, а в четвертом — 4 главы на среднем восьмерике, в пятом ярусе — одна большая глава, водруженная на верхнем восьмерике. При этом самые большие по объему главы — в пятом, третьем и первом
ярусах, а во втором и четвертом — меньшие.

 

Храм срублен из потемневшей от времени мелкослойной, «кондовой» сосны, отличающейся необычно крепкой и прочной смолистой древесиной. А шейки глав, сами главы и скаты бочек покрыты осиновым «лемехом»— несколько изогнутыми, имеющими ступенчатый рисунок пластинами, которые накладываются одна на другую, образуя сплошную чешую. Таких пластин на соборе около 30 тысяч. Они не только долговечны, устойчивы к резким температурным колебаниям, но и необыкновенно красивы. Лемеховое покрытие как бы не имеет своего цвета, а всегда передает цвет неба — то серебристую голубизну, то золотисто-розовое вечернее сияние...

Внутреннее помещение Преображенского собора невелико, но просторно и торжественно. Иконостас содержит несколько замечательных образцов местного письма, скамьи вдоль стен напоминают скорее не культовое, а общественное здание.

 

Рядом с ним — зимняя Покровская церковь, сооруженная на полстолетия позднее, в 1764 году.

 

Она совсем иная по замыслу, но столь же совершенная по выполнению. Прямоугольная в плане, Покровская церковь сочетает высокий сруб сеней и трапезной с примыкающим к ним четвериком главного помещения.

 

Силуэт, рисунок, пропорции Покровской церкви великолепны. Ее архитектура очень тесно связана с традициями гражданского деревянного зодчества, что особенно убедительно сказалось в конструкции и украшениях ассиметричного крыльца. Безымянным мастерам, строившим Покровскую церковь, удалось добиться полной гармонии одноярусного многоглавого решения с пирамидальным многогласием Преображенского собора. И оба памятника выиграли от соседства, взаимно обогатились, составили целый ансамбль.

 

В него входит и 30-метроиая колокольня, построенная в 1873 — 1874 гг. крестьянином Повенецкого уезда Сысоем Осиповым Она повторяет традиционную схему деревянных колоколен: четверик, на нем восьмерик с открытой звонницей, на которой покоится на столбиках стройных шатер. Очень экономно украшенная декоративными деталями, строгая колокольня эта так искусно размещена (ближе к Преображенскому собору), что уравновешивает весь ансамбль и как бы является его завершающим штрихом.

 

Теперь Кижский комплекс разросся и стал большим государственным историко-архитектурным музеем-заповедником под открытым небом. На южной оконечности острова, рядом со старыми соборами, собраны свезенные из разных районов Заонежья памятники народного деревянного зодчества: маленькая, почти игрушечная церквушка из бывшего Муромского монастыря, построенная около 1390 года и являющаяся самым старым из сохранившихся на территории России деревянным сооружением; удивительные по своей красоте и разнообразию часовни XVIII века из деревень Леликозеро и Кавгоры; ветряная мельница XIX века из деревни Волкостров, амбары и рига, жилые дома разных типов.

 

Практичность, конструктивное своеобразие, функциональное назначение постройки всегда выступают в народном искусстве в тесном единстве с декоративностью, цельным художественным замыслом. Великолепные резные детали — «причелины» и «полотенца», лемех и «подзоры» — все это традиционные элементы народного искусства и в то же время — торжественная песнь искусству людей, державших топор в руках. Ветряная мельница свободно вращается, всегда подставляя свои восемь лопастей ветру. Жилые дома, построенные «кошелем» или «брусом», поражают простотой и целесообразностью своей конструкции (принцип соединения различных помещений, «замки», связывающие соседние срубы, опорные столбы, поддерживающие стены сарая, закругленные внутренние углы зданий) и ненавязчивой нарядностью («причелины, легкие балкончики, изящные галереи — «гульбища», оконные наличники, резные крыльца). Все живописно и привлекательно, но в то же время совершенно чуждо украшательству, этакой нарочитой изощренности.

 

Так же интересны и интерьеры жилых и хозяйственных крестьянских построек, восстановленные в первоначальном виде и оснащенные крестьянским бытовым инвентарем.

 

Великолепные народные основы русского искусства предстают в Кижах во всей своей убедительности и силе.

 

Поэтому главное ощущение, непременно охватывающее каждого, кто ступает на кижскую землю,— ощущение радости открытия чего-то очень большого и важного. Чувство красоты, стремление к ней присущи человеку по природе. Встреча с Кижами обостряет это чувство. Здесь невозможно остаться равнодушным.

 

 Часовня из дер. Васильево. XVIII в.

 Часовня из дер. Васильево. XVIII в.

 

 Преображенский собор. 1714 г.

 Преображенский собор. 1714 г.

 

 Четырехярусный резной деревянный иконостас Преображенского собора. XVIII в.

 Четырехярусный резной деревянный иконостас Преображенского собора. XVIII в.

 

Покровская церковь (1764 г.) и колокольня (1874 г.)

 Покровская церковь (1764 г.) и колокольня (1874 г.)

 

 Покровская церковь. 1764 г.

 

  Детали резных деревянных украшений крыльца Покровской церкви.

 Детали резных деревянных украшений крыльца Покровской церкви.

 

 Двухэтажный амбар из дер. Нийнисельга. Конец XIX в.

 Двухэтажный амбар из дер. Нийнисельга. Конец XIX в.

 

 Деревянная часовня из деревни Кавгоры.

 Деревянная часовня из деревни Кавгоры.

 

 Берег озера Онего у Кижей.

 Берег озера Онего у Кижей.

 

 Остров Кижи и озеро Онего. Вид с колокольни.

 

 Вид на крестьянский дом, построенный

 Вид на крестьянский дом, построенный "кошелем" (Дом Ошевнева)

 

 Часть ограды с калиткой.

 

Общий вид Кижского ансамбля. 

 

 Вид на остров с птичьего полета.

 {jcomments on}

Поделиться:

Похожее


You are here INTERIORS Архитектура Символ величия самобытной русской культуры город Кижи