Музей-усадьба И.Е. Репина "Пенаты"

 Вид дома И.Е. Репина в


 Вид дома И.Е. Репина в "Пенатах" со стороны пруда. 1964 год.

 24 нюня 1962 года возрожденные из руин репинские «Пенаты» открыли свои двери для первых посетителей. Вновь засверкали на солнце многочисленные островерхие стеклянные крыши, отражаясь в спокойных водах прудов, а по праздничным дням над домом стал развеваться голубой флаг со словом «Пенаты».


Здание восстановлено на старом фундаменте по многочисленным фотографиям, сохранившимся в архиве Репина, рисункам, воспоминаниям современников. Картины художника, его личные вещи и большая часть обстановки, вывезенные в начале Великой Отечественной воины в Ленинград, вернулись на свои места, воссоздав неповторимую атмосферу репинского дома.


И «Пенатах» Ренин прожил последние тридцать лет своей жизни — с 1900 по 1930 год. Все здесь хранит память о великом художнике, о его неугасимой любви к искусству. Здесь им были созданы картины «Пушкин на лицейском экзамене», «Черноморская вольница», «Гопак», портреты его знаменитых современников. «Пенаты» дороги нам также и тем, что под их приветливой кровлей собирались лучшие представители русской интеллигенции начала XX века, друзья художника — выдающиеся ученые, писатели, музыканты, актеры. Многие уголки усадьбы являются свидетелями встреч А. М. Горького и В. В. Стасова, ученых В. М. Бехтерева и И. Р. Тарханова, шлиссельбуржца Н. А. Морозова, писателей А. И. Куприна, В. Г. Короленко, поэтов молодого поколения — В. В. Маяковского и С. А. Есенина.


Купив в 1899 году одноэтажный домик, Репин стал постепенно пристраивать к нему помещения, необходимые для работы. Так появился второй этаж с двумя большими мастерскими и открытым балконом под стеклянной крышей. Все в зимней мастерской свидетельствует о неустанном труде великого художника. Здесь, окруженный своими полотнами, он проводил почти весь день, познав самое высшее счастье — счастье творчества. На стенах мастерской висят этюды, наброски художника, работы его учеников Ф. Малявина, Б. Кустодиева. И. Куликова. В центре на мольберте последний автопортрет Репина, написанный в 1920 году. Рядом его кисти и подвесная палитра, которой художник стал пользоваться, когда от чрезмерной работы заболела правая рука и он был вынужден писать левой. Неутомимый труженик, Репин работал до последних дней своей жизни. Еще за несколько месяцев до смерти он писал этюд «Римский воин», находящийся и сейчас в мастерской.


Одной из любимых комнат Ренина был кабинет, построенный по его собственному плану. Застекленный с трех сторон, он как бы сливается с окружающей природой. Здесь расположена библиотека, свидетельствующая о широте и разнообразии интересов ее хозяина. В кабинете художник любил рисовать, в то время как его близкие читали вслух произведения любимых им авторов. Здесь он написал свои воспоминания — книгу «Далекое близкое».


Обычно Репин работал почти всю неделю, позволяя себе отдых только по средам. В этот день дом наполнялся гостями. Звучала музыка, велись оживленные беседы. В гостиной, украшенной работами друзей и учеников Репина, устраивались импровизированные концерты, в которых принимали участие композиторы А. Лядов, А. Глазунов, актеры Г. Ге, П. Самойлов. Здесь пел и Ф. Шаляпин. Из гостиной широкие двери ведут в столовую с ее знаменитым круглым столом и трибуной для «штрафных речей». Своеобразная конструкция стола (вращается его центральная часть, на которой стоят кушанья) позволяла обходиться без посторонней помощи. На стенах столовой, как и прежде, висят работы самого художника.


Неотъемлемой частью усадьбы является парк, превращенный Репиным из запущенного, поросшего лесом участка в очаровательный уголок с живописными прудами, деревянными мостиками, тенистыми аллеями и беседками. Березовая аллея, идущая от деревянных резных ворот, исполненных по рисунку Репина, подводит к могиле художника. Он умер 29 сентября 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет и похоронен на месте, выбранном им самим у подножия «Чугуевой горы». Среди цветов на строгом гранитном постаменте возвышается бронзовый бюст Репина работы скульптора Н. А. Андреева.


И зимой и летом сотни людей ежедневно посещают «Пенаты», оставляя в своих отзывах слова благодарности тем, кто возродил к жизни национальный памятник отечественной культуры. Музей ввел новую форму экскурсионной работы: запись на магнитофонной ленте позволяет обслуживать не только организованные группы, но и отдельных посетителей. Зарубежные туристы и гости из национальных республик могут прослушать экскурсию на их родном языке.


Возрождение «Пенатов» — дань любви и уважения советских людей к великому художнику, чье творчество является высшим достижением русского реалистического искусства второй половины XIX века.


Г. Прибульская


  Главный фасад дома И. Е. Репина в

 Главный фасад дома И. Е. Репина в "Пенатах" 


 А. М. Горький, В. В. Стасов, И.Е. Репин, и Н. Б. Нордман-Северова на

 А. М. Горький, В. В. Стасов, И.Е. Репин, и Н. Б. Нордман-Северова на "Алее Пушкина" В "Пенатах" 18 августа 1904 года.


 Вход в музей-усадьбу

 Вход в музей-усадьбу "Пенаты"


  Репин в своей мастерской.


Ф. И. Шаляпин позирует Репину в зимней мастерской

Ф. И. Шаляпин позирует Репину в зимней мастерской "Пенатов". Февраль 1914 года


 Репинская столовая.


 Беседка

 Беседка "Храм Озириса и Изиды" в парке "Пенатов"


 Репин и Нордман-Северова (четвертая в ряду за Репиным) среди гостей у беседки

 Репин и Нордман-Северова (четвертая в ряду за Репиным) среди гостей у беседки "Башенка Шехерезады". 1912 год


 Репин в кабинете за работой.


 Репин в зимней мастерской.


 Репин в зимней мастерской во время работы над картиной

 Репин в зимней мастерской во время работы над картиной "Черноморская вольница". 1908 год


Поделиться:

You are here INTERIORS Архитектура Музей-усадьба И.Е. Репина "Пенаты"