85. Нэцкэ Бодхисаттва, или "Существо, стремящееся к просветлению", буддистское божество, которое временно отказалось от достижения своей высшей цели — вхождения в нирвану — ради помощи всем живым существам. Богиня милосердия Гуаньинь была величайшей среди бодхисатв, но были и другие, к которым верующий обращался за помощью в случае необходимости. Путь Бодхисаттвы начинается с "поднятия духа просветления", после чего дается обет спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своем пути шесть парамит — духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Бодхисаттва достигает "противоположного берега", т.е. "нирваны"; с помощью парамит он добивается высшего понимания и сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием. Но потом Бодхисаттва предпочитает остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не будут спасены. Он может сам выбирать форму своего существования, даже может одновременно иметь несколько воплощений.
86. Нэцкэ Сянь — Даосы считали возможным создание эликсира бессмертия. Они поклонялись восьми магам, которые, как полагали, бессмертия уже достигли. Таинственные бессмертные "сянь" жили в далеких горах. Они обладали сверхъестественными способностями: могли превращать предметы в золото, возвращать мертвых к жизни, становиться невидимыми, заставлять цветы мгновенно распускаться. Каждый из восьми бессмертных представляет собой различные состояния и положения в жизни, например, бедность или богатство, старость или молодость, женщин или мужчин. В китайских народных преданиях образ сяня близок доброму волшебнику из сказок. Он чаще всего напоминает белобородого старика, предсказывающего судьбу, помогающего герою в безвыходной ситуации и мгновенно исчезающего.
87. Нэцкэ Чунг Ли Чуань — глава 8-ми бессмертных. Он раскрыл тайну эликсира жизни и овладел способностью производить превращения. Чунг-ли Чуань изображается с волшебным веером в руках, одним мановением которого он способен оживить умершего, и волшебным персиком бессмертия. Существует множество легенд о его подвигах. Однажды он спас тысячи голодающих людей, превращая олово и медь в золотые, и серебряные монеты и раздавая их всем нуждающимся.
88. Нэцкэ Чжан Голао — из всех восьми бессмертных Чжан Голао самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали Лао — "старый", "почтенный". Жил он отшельником в горах и всю жизнь скитался, ездил на белом муле лицом к хвосту, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, то складывал мула, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и мул снова оживал. Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. Часто он изображается сидящим на муле и подносящим младенца только что повенчанной паре. Он считался также покровителем изящных искусств.
89. Нэцкэ Лу Тунг Лин — ученый и затворник, удостоенный ученой степени "цзиньши". Начав изучать тайны магии, он научился готовить чудодейственный эликсир и узнал способ изготовления золота. Он также в совершенстве изучил фехтование и искусство становиться невидимым. К нему обращались за помощью во время болезней. Он изображается с веничком даосизма и мечом сверхъестественной силы, обычно перекинутом через плечо. Целых 400 лет он странствовал с этим мечом по земле, избавляя людей от горя и зла, убивая драконов и тигров.
90. Нэцкэ Цао Гоцзю — бессмертный, считающийся покровителем театрального искусства. Он изображается с парой кастаньет, сделанных из дворцовых табличек, которые давали их об-ладателю право беспрепятственно проникать во дворец. Существует легенда, в которой рассказывается, как Цао Гоцзю стал бессмертным. Однажды к нему пришел Чунг-ли Чуань и спросил его о том, где находится Дао. "Дао-там, " — сказал Цао Гоцзю и показал на небо. "А где же тогда небо?" — спросил бессмертный. Вместо ответа Цао Гоцзю указал на сердце. Сердце есть небо, а небо есть Дао, в этом и состоит суть вещей. В ту же секунду Цао Гоцзю стал бессмертным.
91. Нэцкэ Ли Тегуай — изображается как нищий, облокотившийся на железный посох и с тыквой пилигрима, служащей символом способности его души покидать тело. Часто он изображается стоящим на крабе или в сопровождении оленя. Ли Тегуай настолько искусно владел магией земли, что был приглашен на небо и стал бессмертным. Он часто появлялся на земле, принимая вид старика, продающего лекарственные снадобья. В жилище он не нуждался: вешал на стену сумку, ночью впрыгивал в нее, а на утро вылезал оттуда. Ли Тегуай считается покровителем магов и чародеев.
92. Нэцкэ Лань Цайхэ — знаменитый ученый, способный заставлять мгновенно вырастать и зацветать цветы. Его эмблемой была флейта, и он считался покровителем музыкантов. Лань Цайхэ путешествовал по стране, играя, на флейте и чудесными звуками привлекая птиц, и даже хищных зверей. Он обладал способностью летать на облаках.
93. Нэцкэ Хэ Сяньгу — еще в раннем детстве она встретила Лу Тунг-пина, который, предвидя будущее девочки, подарил ей волшебный персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в пище. На рисунках Хэ Сяньгу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке (лотос издавна был символом красоты, чистоты и благородства) и с плетеной корзинкой, наполненной цветами, в другой. По легенде, она ходила, едва касаясь земли ногами, и могла перелетать с одной вершины горы на другую. Хэ Сяньгу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала судьбу.
94. Нэцкэ Хань Сяньцзы — был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при императорах таньской династии, который считал, что блестящая карьера это единственная цель жизни каждого человека. Но Хань Сяньцзы не обращал на это никакого внимания. Он с жаром постигал мистику и науки, овладел учением Дао. Так случилось, что он умер молодым. Но в миг своей смерти он вознесся на небо — уже как бессмертный, без страданий и боли. Хань Сяньцзы изображается с корзиной цветов в руках и считается покровителем садоводов.
95. Нэцкэ Куан Ти — Kuan Ti — военный герой был уроженцем провинции Шаньдун. Считается, что даже после своей смерти он оказывал огромное благотворное влияние на всю страну и защищал ее; как признание его заслуг в начале XII века ему был пожалован титул князя, потом он был повышен в звании до принца, а в 1594 году он окончательно получил посмертный титул Императора или Бога. Император Куан является одним из наиболее популярных китайских божеств, охраняющим и защищающим. Он считается также покровителем различных ремесел и профессий. Это привело к тому, что он стал считаться богом-покровителем торговли и таким образом постепенно стал определенным типом бога изобилия; при этом его почитают также как бога литературы - в руках у него как правило, находится древний трактат.
96. Нэцкэ Единорог — Kirin — знаменитое сказочное животное, добрый вестник, а также символ долголетия, знатности, счастья, одаренного потомства и мудрого правления. Говорят, что он может ходить по воде, как посуху, и в последний раз он появлялся на глаза как раз перед смертью Конфуция. Иногда его называют Лошадь - Дракон; он является одним из четырех великих китайских мистических животных (остальные трое — Дракон, Феникс и Черепаха). Буддисты изображают его несущим на спине книгу Закона. Единорог, как говорят летописи, появлялся перед Фу Ши, первым легендарным императором, неся на спине волшебную книгу; говорят, что из нее произошла письменность Китая. Основными чертами Kirin являются доброта, мягкость и сострадание ко всем живым существам. Он облачен в шкуру праздничной окраски, наделен добрыми чувствами и проницательным умом, который позволяет ему узнать о появлении в мире милосердных правителей и мудрых святых. Голос его напоминает звон колокольчиков или звук других музыкальных инструментов. На лбу у самца растет рог, мягкий на конце, что делает его не пригодным для боя. Он избегает наступать на живых насекомых и мять траву под ногами, поэтому походка его очень своеобразна. Говорят, что он живет тысячу лет и является самым благородным животным.
97. Нэцкэ Слон — является символом силы, мудрости и благоразумия. Также он является одним из семи Сокровищ буддизма и тем, что иногда называют Чя Йех. Это животное является священным для буддистов и иногда изображается преподносящим цветы Будде. Говорят, что Будда однажды совершил один из своих подвигов, перебросив слона через стену. Часто Будда изображается едущим на слоне. По одной из легенд, Будда вошел в правый бок своей матери Майи в виде белого слона. Согласно мифологии индусов мир покоится на спине слона, стоящего на панцире черепахи. Изображение Белого Слона было принято сиамцами в качестве национальной эмблемы. По их верованиям, это животное цвета красного дерева является воплощением будущего Будды. Гигантские каменные монолиты в ферме слонов, стоящих и преклоняющих колени, можно увидеть на аллее каменных фигур, ведущей к могилам императоров династии Мин, что около Пекина. Бездетные женщины верят, что, положив камень на спину одного из этих каменных животных, они могут обрести способность родить сына.
98. Нэцкэ Шоусин с воробьем — бог счастья, долголетия и здоровья. Он изображен с посохом из корня жень-шеня в руках, к которому привязана тыква-горлянка с чистой водой (символ долголетия и здоровья) и свиток (символ мудрости). В руке он держит волшебного небесного воробья "фукура-судзумэ", приносящего счастье, защиту и небесное покровительство.
99. Нэцкэ Хотэй, молящийся о благе всех живых существ — около тысячи лет назад в провинции Чжэцзян появился таинственный монах, которого звали Ци Ци. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, гармония и мудрость. Он нес людям правду и надежду, в которой те так нуждались. Он учил их верить и любить, указывал им путь к спасению. Но старость и печаль о судьбе несчастных дали о себе знать, и монах Ци Ци умер. Умирая, он сказал: "Ах, люди, не узнали вы меня. А ведь я Будда Майтрейя". Так покинул землю святой Ци Ци, позже канонизированный и известный как бог счастья, неисчерпаемых возможностей и безупречной добродетели Хотэй. Даже мешок и огромный живот монаха стали символом "безграничной души".
100. Нэцкэ Карако, плывущий на гусе — мальчик "карако" является символом счастья, удачи и благополучия. Благожелательная символика нэцкэ усиливается за счет изображения гуся, на котором сидит мальчик. Гусь является добрым вестником, птицей-символом Ян —первоисточником света. Следуя на юг, за солнцем, он символизирует инстинктивное знание времени, интуицию и настойчивость. Гуси всегда летают парами; поэтому эта птица считается символом замужества. Во времена династии Чоу гусь был традиционным подарком на обручение. Он дарился с пожеланием долгой, счастливой, совместной жизни и рождения здоровых детей.
101. Нэцкэ Тара — "спасительница" — наиболее популярный женский образ, воплощение беспредельного сострадания. По одной из легенд, Тара родилась из слезы бодхисаттвы Авалоки - тешвары, когда тот оплакивал страдания мира. Она дала обет избавлять все живые существа от мук сансары. В Тибете верят, что даже простое упоминание её имени может спасти от многих бедствий. Необыкновенно сильный духовный символ, помогающий и защищающий.
102. Нэцкэ Император — "Сын неба, владыка Поднебесной" — считалось, что император ниспослан небом на землю, чтобы везде царил мир, гармония и справедливость. Как отец заботится о своих детях, так император мудро управляет своими подданными. Китайцам, населявшим Срединное государство, император представлялся таинственным сверхъестественным существом, который уподоблялся Великому Дракону, мудрому, проницательному и бессмертному.
Изображение императора с императрицей символизирует Священную Семью, любовь, гармонию и согласие, мудрость и взаимопонимание.
Хвала императору
Вот высшая радость его!
Народ веселится. . . Во всех дворах
Курятся дымком очаги.
103. Нэцкэ Гаруда — "пожиратель нагов" — царь птиц, мифическое существо, на котором ездил бог Вишну. В буддийской мифологии Гаруда-огромная птица, крылья которой порождают бурю. В клюве Гаруда держит змею-нага символическое воспроизведение борьбы солярного героя со злом. Гаруда является символом солнца, борьбы со злом, защиты и помощи, исцеления от болезней.
104. Нэцкэ Мальчик с персиком — является символом счастья и долголетия. "Карако" мальчик счастья — имеет ярко выраженную благожелательную символику. Считается, что он приносит в дом счастье, удачу и благополучие, а также защищает детей от несчастий и болезней. В руках он держит огромный персик бессмертия, дарующий долголетие и здоровье.
105. Нэцкэ Обезьяна, закрывающая уши, рот и глаза — это благожелательный и охранительный символ, воплощение идеи "невидения" (мидзару), "неслышания" (кикадзару) и "неговорения" (ивадзару) зла — буддийский символ отрешенности от неистинного, идея недеяния зла. Является талисманом, защищающим от духов, болезней и злых демонов.
106. Нэцкэ Кит — является символом счастья, силы, доброты и сострадания. По легенде, считалось, что земля покоится на трех огромных китах, которые несут в мир мудрость, надежность и благополучие. Изображение кита является оберегом во время морских путешествий. Существует поверье: встретить кита в море — необыкновенно счастливый знак.
107. Нэцкэ Эбису с карпом, сидящий на черепахе — один из семи богов счастья. Изображен со священной рыбой Тай в руках — символом счастья и удачи, верхом на огромной священной черепахе — символе долголетия, мудрости и силы.
108. Нэцкэ Оджимэ — маленький, округлой формы предмет, который может передвигаться вверх и вниз по двойному шнуру, соединяющему нэцкэ и инро (см.стр.1). Оджимэ служит для того, чтобы случайно не раскрывалось инро и не высыпалось содержимое. Название ojime состоит из двух частей: "о" — "веревка или шнур" и "shimeru" — "запирать или затягивать"; фонетически произносится с ударением на первом слоге oh-gee-meh. Хотя оджимэ были функциональным аксессуаром кимоно, они были так же красивы, как и полезны, и постепенно превратились в самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного творчества. Большинство сюжетов фигурок имеют благожелательный подтекст. Это относится не только к изображениям божеств и святых, но также животных, растений и предметов. Их символика, как правило, связана с пожеланием счастья, богатства и долголетия — чаще всего изображаются семь богов счастья, дракон, цилинь, черепаха, жемчужина, цветок пиона и т.д. Часто оджимэ носились как талисманы и обереги от злых сил, болезней и несчастий.