Каталог НЭЦКЭ. Виды, описание и значение фигурок. - Страница 11

Индекс материала
Каталог НЭЦКЭ. Виды, описание и значение фигурок.
Фукурокудзю, Сиванму, Бэндзайтэн
Кубера, Дунфаншо, Будда
Конфуций, Ямабуси, Чжункуй
Самурай, Карако, Урасимо Таро
Юань Му, Сёдзё, Странствующий певец
Три обезьяны, Каппа, Тянь Гоу
Рыба Тай, Тигр, Крыса
Дракон, Лошадь, Обезьяна
Китайский дракон, Лю Хай, Оно-но Комати
Бодхисаттва, Чунг Ли Чуань, Цао Гоцзю
Все страницы


85. Нэцкэ Бодхисаттва, или "Существо, стремящееся к просветлению", буддистское божество, которое временно отказалось от достижения своей высшей цели — вхождения в нирвану — ради помощи всем живым существам. Богиня милосердия Гуаньинь была величайшей среди бодхисатв, но были и другие, к которым верующий обращался за помощью в случае необходимости. Путь Бодхисаттвы начинается с "поднятия духа просветления", после чего дается обет спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своем пути шесть парамит — духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Бодхисаттва достигает "противоположного берега", т.е. "нирваны"; с помощью парамит он добивается высшего понимания и сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием. Но потом Бодхисаттва предпочитает остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не будут спасены. Он может сам выбирать форму своего существования, даже может одновременно иметь несколько воплощений.

Бодхисаттва, или

86. Нэцкэ СяньДаосы считали возможным создание эликсира бессмертия. Они поклонялись восьми магам, которые, как полагали, бессмертия уже достигли. Таинственные бессмертные "сянь" жили в далеких горах. Они обладали сверхъестественными способностями: могли превращать предметы в золото, возвращать мертвых к жизни, становиться невидимыми, заставлять цветы мгновенно распускаться. Каждый из восьми бессмертных представляет собой различные состояния и положения в жизни, например, бедность или богатство, старость или молодость, женщин или мужчин. В китайских народных преданиях образ сяня близок доброму волшебнику из сказок. Он чаще всего напоминает белобородого старика, предсказывающего судьбу, помогающего герою в безвыходной ситуации и мгновенно исчезающего.

87. Нэцкэ Чунг Ли Чуаньглава 8-ми бессмертных. Он раскрыл тайну эликсира жизни и овладел способностью производить превращения. Чунг-ли Чуань изображается с волшебным веером в руках, одним мановением которого он способен оживить умершего, и волшебным персиком бессмертия. Существует множество легенд о его подвигах. Однажды он спас тысячи голодающих людей, превращая олово и медь в золотые, и серебряные монеты и раздавая их всем нуждающимся.


88. Нэцкэ Чжан Голаоиз всех восьми бессмертных Чжан Голао самый старый по годам и самый благоразумный. За это его и прозвали Лао — "старый", "почтенный". Жил он отшельником в горах и всю жизнь скитался, ездил на белом муле лицом к хвосту, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, то складывал мула, как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и мул снова оживал. Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. Часто он изображается сидящим на муле и подносящим младенца только что повенчанной паре. Он считался также покровителем изящных искусств.

89. Нэцкэ Лу Тунг Линученый и затворник, удостоенный ученой степени "цзиньши". Начав изучать тайны магии, он научился готовить чудодейственный эликсир и узнал способ изготовления золота. Он также в совершенстве изучил фехтование и искусство становиться невидимым. К нему обращались за помощью во время болезней. Он изображается с веничком даосизма и мечом сверхъестественной силы, обычно перекинутом через плечо. Целых 400 лет он странствовал с этим мечом по земле, избавляя людей от горя и зла, убивая драконов и тигров.

Лу Тунг Лин — ученый и затворник, удостоенный ученой степени

90. Нэцкэ Цао Гоцзюбессмертный, считающийся покровителем театрального искусства. Он изображается с парой кастаньет, сделанных из дворцовых табличек, которые давали их об-ладателю право беспрепятственно проникать во дворец. Существует легенда, в которой рассказывается, как Цао Гоцзю стал бессмертным. Однажды к нему пришел Чунг-ли Чуань и спросил его о том, где находится Дао. "Дао-там, " — сказал Цао Гоцзю и показал на небо. "А где же тогда небо?" — спросил бессмертный. Вместо ответа Цао Гоцзю указал на сердце. Сердце есть небо, а небо есть Дао, в этом и состоит суть вещей. В ту же секунду Цао Гоцзю стал бессмертным.

91. Нэцкэ Ли Тегуайизображается как нищий, облокотившийся на железный посох и с тыквой пилигрима, служащей символом способности его души покидать тело. Часто он изображается стоящим на крабе или в сопровождении оленя. Ли Тегуай настолько искусно владел магией земли, что был приглашен на небо и стал бессмертным. Он часто появлялся на земле, принимая вид старика, продающего лекарственные снадобья. В жилище он не нуждался: вешал на стену сумку, ночью впрыгивал в нее, а на утро вылезал оттуда. Ли Тегуай считается покровителем магов и чародеев.


92. Нэцкэ Лань Цайхэзнаменитый ученый, способный заставлять мгновенно вырастать и зацветать цветы. Его эмблемой была флейта, и он считался покровителем музыкантов. Лань Цайхэ путешествовал по стране, играя, на флейте и чудесными звуками привлекая птиц, и даже хищных зверей. Он обладал способностью летать на облаках.


93. Нэцкэ Хэ Сяньгуеще в раннем детстве она встретила Лу Тунг-пина, который, предвидя будущее девочки, подарил ей волшебный персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в пище. На рисунках Хэ Сяньгу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке (лотос издавна был символом красоты, чистоты и благородства) и с плетеной корзинкой, наполненной цветами, в другой. По легенде, она ходила, едва касаясь земли ногами, и могла перелетать с одной вершины горы на другую. Хэ Сяньгу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала судьбу.

Хэ Сяньгу — еще в раннем детстве она встретила Лу Тунг-пина

94. Нэцкэ Хань Сяньцзы — был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при императорах таньской династии, который считал, что блестящая карьера это единственная цель жизни каждого человека. Но Хань Сяньцзы не обращал на это никакого внимания. Он с жаром постигал мистику и науки, овладел учением Дао. Так случилось, что он умер молодым. Но в миг своей смерти он вознесся на небо — уже как бессмертный, без страданий и боли. Хань Сяньцзы изображается с корзиной цветов в руках и считается покровителем садоводов.


95. Нэцкэ Куан Ти — Kuan Ti — военный герой был уроженцем провинции Шаньдун. Считается, что даже после своей смерти он оказывал огромное благотворное влияние на всю страну и защищал ее; как признание его заслуг в начале XII века ему был пожалован титул князя, потом он был повышен в звании до принца, а в 1594 году он окончательно получил посмертный титул Императора или Бога. Император Куан является одним из наиболее популярных китайских божеств, охраняющим и защищающим. Он считается также покровителем различных ремесел и профессий. Это привело к тому, что он стал считаться богом-покровителем торговли и таким образом постепенно стал определенным типом бога изобилия; при этом его почитают также как бога литературы - в руках у него как правило, находится древний трактат.

Куан Ти — Kuan Ti — военный герой был уроженцем провинции Шаньдун

96. Нэцкэ ЕдинорогKirin — знаменитое сказочное животное, добрый вестник, а также символ долголетия, знатности, счастья, одаренного потомства и мудрого правления. Говорят, что он может ходить по воде, как посуху, и в последний раз он появлялся на глаза как раз перед смертью Конфуция. Иногда его называют Лошадь - Дракон; он является одним из четырех великих китайских мистических животных (остальные трое — Дракон, Феникс и Черепаха). Буддисты изображают его несущим на спине книгу Закона. Единорог, как говорят летописи, появлялся перед Фу Ши, первым легендарным императором, неся на спине волшебную книгу; говорят, что из нее произошла письменность Китая. Основными чертами Kirin являются доброта, мягкость и сострадание ко всем живым существам. Он облачен в шкуру праздничной окраски, наделен добрыми чувствами и проницательным умом, который позволяет ему узнать о появлении в мире милосердных правителей и мудрых святых. Голос его напоминает звон колокольчиков или звук других музыкальных инструментов. На лбу у самца растет рог, мягкий на конце, что делает его не пригодным для боя. Он избегает наступать на живых насекомых и мять траву под ногами, поэтому походка его очень своеобразна. Говорят, что он живет тысячу лет и является самым благородным животным.

Единорог — Kirin — знаменитое сказочное животное


97. Нэцкэ Слон — является символом силы, мудрости и благоразумия. Также он является одним из семи Сокровищ буддизма и тем, что иногда называют Чя Йех. Это животное является священным для буддистов и иногда изображается преподносящим цветы Будде. Говорят, что Будда однажды совершил один из своих подвигов, перебросив слона через стену. Часто Будда изображается едущим на слоне. По одной из легенд, Будда вошел в правый бок своей матери Майи в виде белого слона. Согласно мифологии индусов мир покоится на спине слона, стоящего на панцире черепахи. Изображение Белого Слона было принято сиамцами в качестве национальной эмблемы. По их верованиям, это животное цвета красного дерева является воплощением будущего Будды. Гигантские каменные монолиты в ферме слонов, стоящих и преклоняющих колени, можно увидеть на аллее каменных фигур, ведущей к могилам императоров династии Мин, что около Пекина. Бездетные женщины верят, что, положив камень на спину одного из этих каменных животных, они могут обрести способность родить сына.

Слон — является символом силы, мудрости и благоразумия.

98. Нэцкэ Шоусин с воробьембог счастья, долголетия и здоровья. Он изображен с посохом из корня жень-шеня в руках, к которому привязана тыква-горлянка с чистой водой (символ долголетия и здоровья) и свиток (символ мудрости). В руке он держит волшебного небесного воробья "фукура-судзумэ", приносящего счастье, защиту и небесное покровительство.


99. Нэцкэ Хотэй, молящийся о благе всех живых существоколо тысячи лет назад в провинции Чжэцзян появился таинственный монах, которого звали Ци Ци. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, гармония и мудрость. Он нес людям правду и надежду, в которой те так нуждались. Он учил их верить и любить, указывал им путь к спасению. Но старость и печаль о судьбе несчастных дали о себе знать, и монах Ци Ци умер. Умирая, он сказал: "Ах, люди, не узнали вы меня. А ведь я Будда Майтрейя". Так покинул землю святой Ци Ци, позже канонизированный и известный как бог счастья, неисчерпаемых возможностей и безупречной добродетели Хотэй. Даже мешок и огромный живот монаха стали символом "безграничной души".

Хотэй, молящийся о благе всех живых существ

100. Нэцкэ Карако, плывущий на гусемальчик "карако" является символом счастья, удачи и благополучия. Благожелательная символика нэцкэ усиливается за счет изображения гуся, на котором сидит мальчик. Гусь является добрым вестником, птицей-символом Ян —первоисточником света. Следуя на юг, за солнцем, он символизирует инстинктивное знание времени, интуицию и настойчивость. Гуси всегда летают парами; поэтому эта птица считается символом замужества. Во времена династии Чоу гусь был традиционным подарком на обручение. Он дарился с пожеланием долгой, счастливой, совместной жизни и рождения здоровых детей.


101. Нэцкэ Тара — "спасительница" — наиболее популярный женский образ, воплощение беспредельного сострадания. По одной из легенд, Тара родилась из слезы бодхисаттвы Авалоки - тешвары, когда тот оплакивал страдания мира. Она дала обет избавлять все живые существа от мук сансары. В Тибете верят, что даже простое упоминание её имени может спасти от многих бедствий. Необыкновенно сильный духовный символ, помогающий и защищающий.

 Тара —

102. Нэцкэ Император — "Сын неба, владыка Поднебесной" — считалось, что император ниспослан небом на землю, чтобы везде царил мир, гармония и справедливость. Как отец заботится о своих детях, так император мудро управляет своими подданными. Китайцам, населявшим Срединное государство, император представлялся таинственным сверхъестественным существом, который уподоблялся Великому Дракону, мудрому, проницательному и бессмертному.

Изображение императора с императрицей символизирует Священную Семью, любовь, гармонию и согласие, мудрость и взаимопонимание.

Хвала императору

Вот высшая радость его!

Народ веселится. . . Во всех дворах

Курятся дымком очаги.


103. Нэцкэ Гаруда — "пожиратель нагов" — царь птиц, мифическое существо, на котором ездил бог Вишну. В буддийской мифологии Гаруда-огромная птица, крылья которой порождают бурю. В клюве Гаруда держит змею-нага символическое воспроизведение борьбы солярного героя со злом. Гаруда является символом солнца, борьбы со злом, защиты и помощи, исцеления от болезней.

 Гаруда —

104. Нэцкэ Мальчик с персиком является символом счастья и долголетия. "Карако" мальчик счастья — имеет ярко выраженную благожелательную символику. Считается, что он приносит в дом счастье, удачу и благополучие, а также защищает детей от несчастий и болезней. В руках он держит огромный персик бессмертия, дарующий долголетие и здоровье.

 


105. Нэцкэ Обезьяна, закрывающая уши, рот и глазаэто благожелательный и охранительный символ, воплощение идеи "невидения" (мидзару), "неслышания" (кикадзару) и "неговорения" (ивадзару) зла — буддийский символ отрешенности от неистинного, идея недеяния зла. Является талисманом, защищающим от духов, болезней и злых демонов.

 Обезьяна, закрывающая уши, рот и глаза

106. Нэцкэ Кит является символом счастья, силы, доброты и сострадания. По легенде, считалось, что земля покоится на трех огромных китах, которые несут в мир мудрость, надежность и благополучие. Изображение кита является оберегом во время морских путешествий. Существует поверье: встретить кита в море — необыкновенно счастливый знак.

 


107. Нэцкэ Эбису с карпом, сидящий на черепахеодин из семи богов счастья. Изображен со священной рыбой Тай в руках — символом счастья и удачи, верхом на огромной священной черепахе — символе долголетия, мудрости и силы.

 


108. Нэцкэ Оджимэмаленький, округлой формы предмет, который может передвигаться вверх и вниз по двойному шнуру, соединяющему нэцкэ и инро (см.стр.1). Оджимэ служит для того, чтобы случайно не раскрывалось инро и не высыпалось содержимое. Название ojime состоит из двух частей: "о" — "веревка или шнур" и "shimeru" — "запирать или затягивать"; фонетически произносится с ударением на первом слоге oh-gee-meh. Хотя оджимэ были функциональным аксессуаром кимоно, они были так же красивы, как и полезны, и постепенно превратились в самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного творчества. Большинство сюжетов фигурок имеют благожелательный подтекст. Это относится не только к изображениям божеств и святых, но также животных, растений и предметов. Их символика, как правило, связана с пожеланием счастья, богатства и долголетия — чаще всего изображаются семь богов счастья, дракон, цилинь, черепаха, жемчужина, цветок пиона и т.д. Часто оджимэ носились как талисманы и обереги от злых сил, болезней и несчастий.



Поделиться:

Похожее


You are here WILD Разные Каталог НЭЦКЭ. Виды, описание и значение фигурок. - Страница 11